10 октября 2021
1000 <
0

Реки малые, проблемы большие

Протяженность Радомли всего 12 км, она впадает в Клязьму, которая несет воды аж в Волгу. Что же попадает в великую русскую реку из нашего небольшого водоема? У берега исследователей ждала задача со сплошными неизвестными.

– Никто никогда не исследовал состояние этой реки, – сообщил Максим. – По крайней мере, данных об этом нет ни в Росприроднадзоре, ни в Росгидромете.

Специалисты взяли пробы донных отложений в трех точках и воды в девяти контрольных точках, начиная с истока Радомли. Отобранный материал был изучен более чем по 70 показателям, в том числе на тяжелые металлы и органические загрязнители. Это самое полное исследование, которое можно провести на сегодняшний день. Река берет начало в болотах, поэтому в верховьях в воде содержится много органики и мало кислорода. Вдоль русла расположены садовые товарищества, и люди соорудили пруды, резко ограничив водоток. Поэтому на берегах заросли, нет ветра, вода тухнет из-за нехватки кислорода. По этой же причине в реке нет рыбы.

Двигаясь по течению реки, исследователи обнаружили высокое содержание биогенных веществ: аммония и фосфатов. Это результат сброса в реку неочищенных стоков, предположительно от жителей этих мест и дачников.

Ниже по течению химики выявили превышение допустимых нормативов более чем по 20 показателям, включая мышьяк, никель, олово, и фенолы. Эта точка находится рядом с так называемой «генеральской» свалкой, расположенной на территории воинской части, ее присутствие вызывает тревогу общественности уже не одно десятилетие. По мнению Максима Платонова, фильтрат со свалки, попадающий в реку, – факт неприятный. Но хорошо, что не подтвердились предположения жителей о присутствии на свалке радиоактивных веществ, ракетного топлива и т.д.

– Ничего подобного в отобранных пробах мы не обнаружили, – заявил Платонов.

То, что доктор прописал

Проблему недостатка кислорода можно устранить с помощью искусственной аэрации. Кроме того, ситуация улучшится, если убрать искусственно созданные пруды. Тогда свободное течение восстановится. А чтобы решить проблему высокого содержания биогенных веществ, достаточно доброй воли жителей и дачников не загрязнять реку.

Нужно устранить постоянные источники загрязнения реки, – считает Платонов. – Расчистить берега, убрать избыточный ил. Река сама восстановится. У природы огромный потенциал.

Максим рассказал, что в свое время великий Рейн оказался в похожей ситуации. После исключения загрязнения река реанимировалась за 10 лет, теперь там водится форель. А нашей маленькой Радомле понадобится года два-три.

Заместитель гендиректора оператора полного цикла обращения с отходами Елена Вишнякова пояснила: чтобы исключить попадание в реку фильтрата со свалки, нужно забетонировать в этом месте русло реки и изолировать ложе свалки. По ее словам, проект рекультивации реки стартует в следующем году по федеральной программе «Чистая страна» нацпроекта «Экология».

– Все жители говорят, что река Радомля превратилась в ручеек, там уже не живут бобры, исчезла рыба. Мы давно знакомы с фондом «Без рек как без рук». Они проводили первое в нашей стране исследование воды в реках на содержание микропластика. Максим Платонов сообщил, что исследования реки продолжатся.

Комментариев ещё нетнаписать
А вы что думаете?
Ваша оценка

Похожие новости