Конец апреля для многих людей в нашей стране не только преддверие скорых майских каникул, но и скорбная дата трагедии на Чернобыльской АЭС (атомной электростанции). Уже 33 года прошло с тех событий, но память о них останется благодаря ныне живым ликвидаторам.
В районе Крюково действует зеленоградское отделение всероссийской организации участников ликвидации последствий катастрофы – Союз «Чернобыль». Председатель – Леонид Богатыренко, избранный на этот пост два года назад. Он с двумя представителями организации – Андреем Завалишиным и Анатолием Володькиным – рассказал о работе в Чернобыле, возвращении домой и деятельности отделения Союза.
Чернобыль – невидимый фронт
Леонид Григорьевич работал до аварии строителем. На ликвидацию его и Андрея Петровича Завалишина призвали, как на фронт. Они военнообязанные, поэтому должны выполнять приказ. Анатолий Юрьевич Володькин служил в то время недалеко от Чернобыля, поэтому его часть отправили на ликвидацию.
– Никакого страха не чувствовали. Об опасности реактора не знали, конечно, – рассказал А. Завалишин. – Незадолго до 26 апреля мои знакомые отправились туда работать. Ничто не предвещало беды…
Когда ликвидаторы приехали в Чернобыль, были шокированы размерами АЭС, количеством людей, которые трудились там единовременно.
– По 12 000 человек работало. Техники полно, – вспоминает Леонид Григорьевич. – Я даже почувствовал себя гладиатором, который впервые попал в Колизей. Одна труба, которая высится на АЭС, раза в два-три больше всего того, что я строил в обычной жизни.
Л. Богатыренко трудился на третьем блоке, отстраивал его и возвращал прежний вид. А. Завалишин занимался дезактивацией почвы, домов и зданий, поэтому хорошо изучил окрестные территории. А. Володькин обеспечивал связь и ремонтировал технику, что было особенно важно для строителей саркофага на четвертом реакторе. Деятельность ликвидаторов была направлена на общий результат.
Сейчас все знают об опасности радиации, а в те годы информация об этом особенно не распространялась, поэтому ликвидаторы не боялись за свое здоровье.
– Врага нет – чего бояться? – говорит Андрей Петрович.
Забота о ликвидаторах была максимальной. Одежду они меняли по шесть (!) раз в день, чтобы уменьшить получаемую дозу радиации. Еда, жилье – все качественное. Каждый, кто работал там, – специалист в своем деле. Призывали только опытных мастеров.
Ликвидаторы участвовали также в переселении местных жителей в безопасное место. Они рассказали историю женщины, которая жила неподалеку от зоны отчуждения. Ее вывозили утром подальше, чтобы уберечь от опасности заражения. Но она со всеми вещами и своей коровой возвращалась в этот же день. Таких историй было множество, не хотели люди покидать свои дома.
Операция «Возвращение»
– Увиденное в Чернобыле меня сильно изменило, – поделился Леонид Григорьевич.
Изменения коснулись не только характера, но и здоровья. Радиация нанесла серьезный ущерб организму.
– Туда мы поехали здоровые, а вернулись с болячками. У всех два, три, а то и десяток заболеваний, – сетует Леонид Григорьевич.
Привыкание к обычной жизни было непростым, но постепенно операция «Возвращение» удалась. Работа и семья помогли отвлечься и вернуться к привычному укладу.
Союз «Чернобыль»
Организацию создали в 1991 году. Цель – помощь и защита ликвидаторов и жителей Чернобыля. Зеленоградский филиал всегда был достаточно массовым.
Ликвидаторы и пострадавшие не остаются без помощи государства. Андрей Петрович и Анатолий Юрьевич получили квартиры и переехали в Зеленоград в 1993 и 1996 годах, соответственно. Выплаты и путевки в санаторий – это то, что чернобыльцы получали и получают. Государственные органы помогают не только отдельным людям, но и Союзу «Чернобыль». Зеленоградский филиал имеет собственный офис, который выделила управа района Крюково. Поэтому у наших чернобыльцев есть место, где можно собраться, посидеть и вспомнить старых друзей.
– В последний вторник месяца приходим сюда, беседуем, чай пьем, проблемы решаем, – рассказал Анатолий Юрьевич.